Дневник похода

19 июля. Суббота. А. Журавлёв

Сегодня выезжаем в очередной поход. На этот раз нас мало – всего шестеро. Причём до последнего момента вообще было пятеро – Слава Горявин уладил проблемы с отпуском всего лишь за несколько дней до отъезда.

Доехали на “газели” до вокзала. Долго решали – брать ли билет на багаж или нет. В итоге решили взять багажную квитанцию, по которой на 1 человека позволялось провозить дополнительно 14 кг ручной клади (вдобавок к разрешённым 36-ти кг). Хотя вес наших вещей был явно больше. Впрочем, проводница даже глазом не моргнула, принимая из наших рук эту квитанцию.

Едем. Сели ужинать (не все, а только те, кто хотел). Слава едет в другом вагоне, т.к. он покупал билет позже нас. Около 23-х легли спать. Завтра рано вставать – приезжаем в Питер в 5-30.

З.Ы. Радость по поводу покупки билетов в фирменный поезд обошлась нам боком – пеналы никаким образом не захотели залезать на третью полку. Всё из-за того, что в вагоне у каждой третьей полки установлена перегородка, отделяющая пространство над полкой от коридора. Мы обычно укладывали пенал так, что часть его свисала над проходом и опиралась на третью полку бокового места.

Дабы не спать на пеналах, было решено поставить их в купе вертикально, сложив столик. Если бы у нас были все боковые места, проблема обрела бы гораздо более серьёзный характер.

З.З.Ы. В поезде выяснилось, что мы забыли дома ложки. На следующий день пришлось купить в магазине пластмассовые “орудия труда”.

20 июля. Воскресенье. Т. Мотанова

Ранним утром, в 5-28, наш поезд прибыл в Санкт-Петербург. Уже на платформе нас встретили наши друзья Кузнецовы с заказанной машиной: грузо-пассажирская “Газель”. Так что уже в 6-15 мы были на Финляндским вокзале. Электричкой в 7-08 уехали в Приозерск. Всё складывалось бы совсем хорошо, если бы не дождик. В Приозерске он был уже хорошим дождём. Из электрички заказали машину до “места сбора” – бухты за посёлком Бригадный. Быстро разгрузились, поставили тент от дождя и поняли – несмотря на раннее прибытие, нам сегодня отсюда не уйти. Дождь с сильным порывистым ветром шёл постоянно, то усиливаясь, то ослабевая. В короткие промежутки слабого дождя кое-как собрали катамараны и поставили палатки. Всё кругом мокрое, Ладога “ревёт”, волна с шумом бьётся о берег.

Сегодня день потерь и находок. Сначала никак не могли найти мою штормовку и брюки. Я уже смирился с этим, как Юра обнаружил их в последнем рюкзаке на дне (была “установка” – положить их сверху, чтобы можно было сразу переодеться). Потом оказалось, что нет колышков от таганка. Юра уже стал присматривать на свалке материал, из чего бы их сделать. При разборке пенала, они обнаружились в одной из трубок (уже после обеда). После того, как катамаран был собран, оказалось, что нет рычага рулевого управления – румпеля. Надо разбирать катамаран и искать в какой-нибудь трубке. Отыскался.

Ещё вчера в поезде Нина обнаружила, что они забыли ложки. Бегала по станции в Приозерске. Пыталась купить хоть какие-нибудь. Купила 4 пластмассовых.

К вечеру “кутерьма” с дождём и розами закончилась. Ветер стих, всё озеро окутал густой туман. Рядом с нами стояли питерцы Сергей и Женя на катамаране “Довод”. Сергей давал много советов, как ходить по Ладоге и вызвался быть нашим гидом по шхерам. Договорились с ним вместе завтра. У них катамаран “Альбатрос” с мотором.

День закончился.

P.S. У этой дождливой погоды был один ”+” – готовили еду на чистой дождевой воде, которая в большом количестве стекала с тента, т.к. от прибойной волны вода в Ладоге была сильно взбаламучена.

21 июля (понедельник) А. Журавлёв

Сегодня первый ходовой день. Позавтракали. После завтрака у Мотанова уплыл катамаран – он забыл его привязать при спуске на воду. Благо, рядом оказался Сергей из Питера – он бодро завёл мотор, в кокпит прыгнул Славик, и на моторе они очень быстро догнали стоящий в 10-ти метрах от берега катамаран.

На обед зашли в живописную бухту с экзотическим названием “Кочерга”. После обеда было решено держать курс на о. Лавуатсари, однако конкретной точки указано не было, поэтому катамараны пристали к острову в разных заливчиках. После чего выяснилось, что место, куда хотел встать 1–ый катамаран, занято, и ему пришлось переместиться в заливчик ко 2-му. Пока занимались перемещением катамарана, прибежал запыхавшийся Сергей (тот, который из Питера) – сообщить, что его позвали на другую стоянку, и чтобы мы его тут не ждали (оказывается, он договаривался утром с Мотановым встретиться здесь). Также Сергей сообщил, что в 2-х километрах от места нашей стоянки есть интересный остров, именуемый “Шапкой Мономаха”, и о том, что на острове имеется капище древних карелов – “Судилищный камень”. Завтра сходим его посмотреть.

22 июля (вторник) Ю. Мотанов

Утром встали бодренькие, несмотря на то, что до 1 часу ночи ходили по острову и смотрели кто стоит, что есть на острове. Поразила группа из примерно 50-ти палаток. Приезжают из Терву каждый год на 5 недель, собираются и друзья, и знакомые, правда первая же девушка сказала, что приехала отдыхать за деньги. Стоянка оборудована с размахом, есть настольный теннис, волейбол, баня, столовая. Много детей. Приходят на лодках с мотором. Лодки их собственность, на зиму оставляют в Терву.

Итак, началась днёвка. Мы дежурные. Где-то после 9-ти подняли всех завтракать. Затем приготовили катамараны, т.к. обещал зайти наш знакомый Сергей (на Альбатросе “Довод”). Немного подождав, пошли ему навстречу. В лагере остались Слава и Катя за хозяев. Минут через 20 после начала движения по проливу вокруг острова ветер спрятался, и мы решили идти на остров “Шапка Мономаха” без гида. Встретимся там. Остров нашли сразу. На нём на скале 2 рыбака таскали плотву не переставая.

Высадились на западном берегу. Нашлась даже тропинка. Очень быстро наткнулись на каменный “стол” из 2-х частей (уже сломали!) и каменные “сиденья” вокруг. Вершина больше впечатлила. Отличный пейзаж. Парусные катамараны гордо шныряют по всем плёсам (ветерок был неплохой). А внизу на скале 2 рыбака таскают рыбу не переставая. Место наказания провинившихся карелов ничем не выражено. Возвращались обратно при слабом ветре. Встретили Сергея, который ещё только шёл к острову.

В лагере был идеальный порядок, поленница дров, летающий на привязанной верёвочке змей. Всё подготовлено для приготовления обеда. Катерина приготовила свой обед, как в ресторане. После обеда Слава с Антоном ушли на катамаране на рыбалку. Часа через полтора нависла туча, поднялся ветряга, неугомонные туристы на “Ветрах” носились с огромной скоростью вдоль острова. По рации позвал рыбаков обратно. Во время затишья перед дождём наш Альбатрос прилетел в лагерь; рыба не клевала. После дождя была огромная радуга. После ужина легли спать. Завтра пойдём по шхерам.

23 июля (среда) Н. Журавлёва

Днёвка закончилась, выходим сегодня на воду. Ветер хороший, попутный. Остановились километрах в четырёх от другого конца нашего острова, чтобы посмотреть укреплённый пункт в 300-х метрах от берега – финский наблюдательный пункт. Это довольно мощное бетонное сооружение высотой метров 5-6, коробчатой конструкции на вершине холма. Интересно, что металлическая дверь вся изрешечена пулями, а внизу в стене пробита дыра, видимо пробивали лаз, чтобы проникнуть внутрь, когда вскрывали это сооружение. По дороге к блиндажу нашли много земляники.

На обед остановились на острове Котатсари. Ветер с сильными порывами в узкой шхере шириной всего 200-300 метров. Приходилось закладывать крутые зигзаги при почти встречном ветре, причём шли с одним гротом. После обеда было тоже самое. Собирались дойти до острова Кухка, но так и не осилили. Встали на ночёвку почти в 9 часов на камнях на левом берегу, место уютное, густая трава, много цветов, попадается земляника. Ветер совершенно стих. Все рыбаки и Катя отправились на рыбалку. Хотя здесь и много заводей, но рыба не ловится. Поймали одного подлещика величиной с ладошку. Зато за ужином наблюдали миграцию 3-х змей с одного берега шхеры на другой. Одна змея подплыла к нашей стоянке, но, увидев нас в метре от берега, резко развернулась и поплыла вдоль берега. Ужинали поздно, уже в 11 часов. Никак не войдём в график.

24 июля (четверг) Е. Рубцова (записал Ю. Мотанов)

Первыми встали бабушка и дедушка, т.к. мы были дежурные. Я тоже проснулась, но осталась в палатке, там было тепло и уютно. К завтраку я встала самая первая. Позавтракав и быстро собравшись, мы поплыли дальше. Ветер нам потихоньку помогал плыть. Вскоре нам встретилась яхта “Атлантик”. На ней было 4 человека, среди них один мальчик, которому очень понравилась наша блесна, т.к. мы пытались поймать рыбку у их яхты. Мы шли параллельно, периодически перегоняя друг друга. Вскоре мы её обогнали. Потом мы попали в камыши. Было мелко на выходе, дедушка одел свои большие сапожки и протащил катамаран. Я тоже одела сапожки, т.к. у меня замёрзли ножки. Вскоре встали на пляжик на обед. Пух нашёл паука большого, и мы пошли смотреть паука. Потом пошли смотреть, можно ли ловить рыбу. А когда возвращались за удочкой, поймали ящерицу. Она всё время выскакивала из рук. Потом фотографировали паука и ящерицу. Бабушка и дедушка готовили обед, а мы пошли ловить рыбку. Поймали 6 штук: 2 маленькие, 3 средние и 1 большую. Обед был очень вкусный. После обеда поплыли искать место для ночёвки и нашли очень хорошее место. И мы остались на днёвку. Рыбаки принесли нам рыбы, и мы весь вечер жарили её на углях. Потом половину съели и, как всегда, умылись и легли спать.

25 июля (пятница) В. Горявин

Днёвка. Мы сегодня дежурные и спим до 9-00. А правильнее сказать, что проснулись часов в 9. Неспеша готовим завтрак и через часик объявляем подъём. Все проснулись, умылись и расселись вокруг костра. А каша всё не готова и не готова. Попутно выяснили, что рис варится 40 минут. Так, на завтрак была молочная рисовая каша. Все очень проголодались, глядя, как дежурные бегают вокруг котелка с кашей. И даже Катя попросила добавить. Хочется особенно отметить, что каша была с черникой, собранной накануне.

До обеда народ отдыхал. Кто пошёл за черникой, кто просто погулять по острову. После обеда подобное расхолаживание продолжилось, чему не мало способствовало выглянувшее солнышко. И к развлечениям добавился послеобеденный сон.

Перед ужином ловили рыбу, и, как это обычно бывает, самый клёв начинается тогда, когда надо идти в лагерь. В целом, наловили мелочи, но на уху пойдёт. После ужина рыба клевать совсем отказалась, и мы, посмотрев закат, потихоньку разошлись спать.

26 июля (суббота) Ю. Мотанов

Сегодня ходовой день и мы дежурные. Встали в 8 часов. Погода солнечная и ветренная. Ветер изменился к северо-востоку, и одним галсом вряд ли проскочим. Пытался собраться побыстрее, но получилось как всегда. Вышли уже в 12-м часу. Галсами забрались ближе к противоположному берегу, где поменьше волна и длиннее галсы в нужном направлении. Около 14-ти часов встали на обед в тихом уголке на скалах одного из многочисленных островов. Жара. Рыбакам удалось поймать щурёнка. После обеда прямым курсом пошли на Путсаари. По пути встретили питерцев на “Ветре” (вместе собирались). У них 1 неделя. Налегке обошли уже всё западное и северное побережье Ладоги, были на Валааме. Идут домой.

На Путсаари стоят 2 группы байдарочников. Катя с ними познакомилась и развлекала весь вечер. Ловила с ними рыбу (больше мешала).На ужин рыбу поджарили. Испробовали газовую плиту. Нина сказала, что нужна к плите ещё и сковородка. Уже после 12 часов, с трудом загнав Катю в палатку, легли спать. Байдарочники прогнозировали на завтра восточный ветер, хорошую рыбалку. У нас по плану 3 варианта. Валаам, который виден, полуостров Хунукка или просто днёвка. Сегодня закончилась 1-я неделя отпуска. Утро вечера мудренее.

27 июля (воскресенье) В. Горявин

Днёвка. Стоим на славном острове Путсаари, что запомнился ещё с прошлого посещения большим каменным крестом на великолепной смотровой площадке и внутренним озером, на берегу которого стоит скит и церквушка. Стоим в бухте, заканчивающейся песчаным пляжем, но мы тут не единственные гости. Кроме нас стоит группа байдарочников и одиночка с Петербурга, тоже на байдарке.

Хоть мы и дежурные сегодня, но завтрак ничем особенным не запомнился. Может, это потому, что за его приготовление взялся Антон под чутким руководством т. Нины. После завтрака всей группой ходили осматривать достопримечательности. Перед обедом ловили рыбу и набрали на вечернюю жарку. А после обеда соседняя группа туристов под предводительством Кати отправилась осматривать местность. Попросился с ними. Катя смело шла впереди всех, объясняя и показывая, где кролик нашёл пещеру, в которой жили монахи-отшельники. А где надо собирать ягоду. После таких слов половина группы сошла с тропинки и бросилась собирать ягоду. Но маршрут был продолжен. Около церквушки пошёл в сторону лагеря готовить ужин. Взяв с Кати честное слово, что она приведёт туристов обратно в лагерь. Но на этом подвиги нашей Кати не кончились. После ужина она устроила мастер-класс по ловле рыбы. И три рыбака нашей группы стояли и смотрели, как Катя ловит рыбу. Антон решил даже пофотографировать процесс. Д. Юра стоял с удочкой, но у него мало что получалось, несмотря на все объяснения со стороны нашей рыбачки, успевавшей командовать т. Нине, чтобы торопилась чистить рыбу. Сам решил описывать подобный случай. А времени уже 11 часов вечера. Никакие уговоры не действуют, и Катя продолжает стоять на берегу с удочкой. Собираюсь спать. А продолжение этой истории вы, может быть, услышите в следующей части.

28 июля (понедельник) Т. Мотанова

Устав отдыхать в бухте, все “рвались” на о. Валаам. По-прежнему дул, как казалось, восточный ветер, и, как казалось, не очень сильный. Но перед выходом в “море”, на всякий случай, оделись потеплее. Оказалось впоследствии, недостаточно тепло. Выйдя в 11 часов из бухты с попутным ветром, стартовали на о. Валаам. Ветер на открытом пространстве был достаточно сильным, да ещё и порывистым, боковым (и очень холодным). Катя сразу же замёрзла. Одели на неё всё, что было теплого, она залезла под тент, укрывшись от ветра и летящих из-под баллонов брызг воды. Шли с хорошей скоростью 10-12 км/ч, обходя большие волны и старались держать курс прямо на Валаам. Через три часа, в 14-00, высадились на о. Валаам в “случайном” месте, т. к. Юра “промахнулся” и не попал в Фёдоровскую бухту, куда полагал высадиться. Нужно было спуститься по ветру 2 км, но наш второй катамаран потерял всякое управление: при подходе к острову сломался руль, а за 2 км от него отломился шверт . Место было неплохое, поэтому решили пообедать и заняться ремонтом. Через полчаса ветер поменялся на северный и стал дуть прямо на место нашей стоянки с неимоверной силой. Юра со Славой после обеда пошли осмотреть места стоянки в Фёдоровской бухте. Лазили там часа 2. На самой лучшей стоянке валялся дохлый полусъеденный лось. Остальные заросли травой. Одним словом, они решили, что место, где мы случайно пристали, вторая бухта за мысом Осиновый, лучшее для стоянки. Один большой “-” – сильный ветер по стороны озера. Но это уже становится нормой нашего похода.

От этой стоянки до монастыря ~3 км. Идёт тропа, потом дорога. Слава с Антоном отправились в посёлок поискать материал для ремонта руля. Дорога в один конец заняла у них 40 минут.

Когда Юра со Славой бегали по лесу, собрали немного грибов. На ужин жарили грибы: сначала Юра их пытался поджарить на газовой плите на большом противне, потом дожаривал на костре.

Итог дня: это был, конечно, очень экстремальный переход для катамарана типа “Альбатрос”.

29 июля (вторник) Н. Журавлёва

Ну вот, мы и на Валааме. Проснулись поздно. Антон со Славой накормили нас завтраком где-то уже около 11 часов. Сегодня у нас обширная программа по посещению достопримечательностей. Славик изъявил желание остаться в лагере. От нашего лагеря до монастыря где-то около 5 километров. Шли по хорошо натоптанной тропинке вдоль берега, которая потом перешла в дорогу. Первое, что увидели, не доходя до монастыря, это могила в виде часовни отшельника схимонаха Николая, которого посещал в его пустыньке император Александр I. Здесь встретили двух послушниц, которые рассказали нам, что голову схимонаха нашли тут неподалёку в лесу. На этом месте сейчас стоит сооружение в виде деревянного гроба, а навес в виде луковичной маковки поставили уже ближе к дороге. Дальше по дороге посетили игуменское кладбище, ну и, наконец, пришли к основному Спасо-Преображенскому монастырю. Собор с небесно-голубыми главками смотрится, конечно, великолепно. Нижний храм, где находится знаменитая Валаамская икона Божией матери, закрыт на ремонт. Зато мы посетили верхний храм, где в 2005 году закончили реставрацию уникальной настенной росписи с сюжетами из жизни девы Марии и Иисуса. Потом ещё посетили Никольский скит в 1,5 км от Спасо-Преображенского собора. Он находится на другом острове, но к нему проложен мост. Это единственный скит, который открыт для посещения. Оттуда открывается великолепный вид на прилегающие островки. Дует сильный ветер, и впечатляюще смотрятся громадные волны, которые накатываются на скалы. В общем, набродились мы досыта. Потом попили чайку в трапезной возле монастыря. Вернулись в свой лагерь уже часам к 6-ти. На обратном пути нас застал мелкий дождь. Сами не промокли, но вымочили насквозь кроссовки и брюки, когда пробирались через густую траву. После обеда все залегли спать, только Антон ковырялся возле палатки со сломанным рулём. Очнулись уже почти в 10 часов, и начали со Славиком готовить ужин. Катю так и не стали будить к ужину. Ветер продолжает дуть не утихая. Перед сном всё-таки решила искупаться. Дно песчаное, но мелко. Вода чуть выше колен, но волна захлёстывает выше пояса. В итоге окунулась несколько раз и вылезла. При таком ветре это не купание.

30 июля (среда) А. Журавлёв

Стоим второй день в маленькой песчаной бухте неподалёку от мыса Осиновый. Как и вчера, прямо в бухту задувает сильный северо-восточный ветер, гулко шумит прибой.

Во время вчерашней экскурсии по острову выяснили, что имеется возможность посетить душ и даже баню. Поэтому сегодня будет помывочный день. В лагере остался адмирал, остальные отправились мыться. По дороге к монастырю т. Таня и Катя отстали, и мы втроём решили сбегать в скит Всех Святых. До него от центральной усадьбы около 3-х км по хорошей дороге.

У ворот скита мы были встречены красивым колокольным перезвоном; как выяснилось позже, здешний звонарь имеет консерваторское образование. Вход в ворота нам перегородил толи инок, толи послушник: женщин в скит не пускают, мужчинам же пройти можно. Мы со Славой зашли во внутренний двор, посмотрели церквушку, старинный каменный колодец и поспешили удалиться, ибо в беседке напротив сидела, видимо, вся скитская братия и недоумённо таращилась на нас.

После осмотра скита мы спустились к пристани, поглядели на островки, на противоположный берег, затем на карту, и тут возникла идея возвращаться обратно не по той же дороге, а пройти тропой, соединяющей ещё несколько скитов. Пошли было по тропе, но упёрлись в сломанный мост: придётся возвращаться.

Возвращаясь по тропе к скиту, наткнулись на хорошую дорогу. Выяснили, что она ведёт к Смоленскому скиту. Пошли по ней.

Смоленский скит расположен на очень уютной полянке на берегу озера Сисяярви. Церковь скита, построенная по указу Великого князя Константина Николаевича в 1917-м году, выполнена в старорусском белокаменном стиле.

Вернувшись в центральную усадьбу и заглянув в трапезную, пошли наконец-таки в душ. Там выяснилось, что Славик мыться в душе не хочет, и поэтому его отправили с вещами в лагерь.

В лагерь вернулись в 19-00. Там нас уже давно ждал обед. Не успели мы пообедать, как пришли Мотановы и начали готовить ужин. Оно и правильно: ведь сил в походе тратится много, а без сытной и обильной кормёжки быстро вытянешь ножки :)

З.Ы. Сегодня вечером окончательно устранил поломку руля. Теперь катамаран полностью отремонтирован (шверт был починен ещё в день аварии). Завтра уходим с Валаама.

31 июля (четверг) А. Журавлёв

Проснулись в 8-30, позавтракали. Сегодня покидаем Валаам. Ветер значительно ослабел, повернулся к северо-западу. Вышли на воду около 10-30. Погода чудесная. Редкие облачка, несильный ветер. Держим курс на полуостров Хунукка. До него около 23-х км. Во время перехода встали отдохнуть на острове Мунатсунсари. Здесь многочисленная колония чаек. Их гнёзда во множестве рассыпаны по камням. Во многих гнёздах кроме яиц оказались маленькие пушистые комочки, жалобно пищащие и дрожащие. Естественно, чайки подняли над нами невообразимый ор.

На обед встали в маленькой живописной бухте на полуострове Хунукка. После обеда решили остаться – слишком уж пекло солнце. Да и место всем понравилось – с пляжиком, костровым камином, со столом и лавками под клеёнчатым навесом.

1 августа (пятница) Ю. Мотанов

Встали после 9-00, погода неопределённая. Решили на пустых катамаранах пройти к водопаду, а дальше посмотрим, что делать. В лагере осталась Татьяна. Водопад оказался более впечатляющий, чем 5 лет назад. Нафотографировались и пошли обратно. Как оказалось, можно пройти через обе протоки. На выходе ветер в лоб и волна. Начали подниматься на ветер. Показалась огромная грозовая туча. Ветер стих. Гроза прошла мимо, но немного зацепила. Почувствовали шквалистые порывы. В нашу бухту вошла моторка с 6-ю человеками, перегруженная. Похоже, ветер загнал. Высадились в стороне на скале и после часового лазания по скалам ушли. После обеда решили оставаться на ночь. Испекли блинов, приготовили немного рыбы + раскладка. Рыбалка много рыбы не принесла. Спать легли после 12-ти ночи.

2 августа (суббота) В. Горявин

Сегодня ходовой день и по плану надо пройти около 36 км (по прямой). Ветер встречный. И, когда вышли на воду, он таким и оставался. Идём галсами. Решили сделать перерыв и высадиться на острове Рантасари. Д. Юра ушёл к правому берегу. Были на острове минут 20, но этого хватило, чтобы ветер изменился и подогнал наш второй катамаран на 5 км вперёд. Связь, хоть и плохая, но рацией обеспечивалась. На маленьком островке, где договаривались заранее встретиться, решили пообедать. После обеда и послеобеденного отдыха шли одним галсом. Ветер постепенно стихает и около острова Путсари стих совсем. В бухту заходили на вёслах. Встали под скалой. Второй раз в этом походе заходим сюда. Группа байдарочников, что стояла здесь, ушла. Профессор (фотограф) на месте, хоть и обещал, что уйдёт. Стоят ещё два парусника. Москвичи. Видели их на Шевнице. Ужин был поздний, в 12-м часу. А после 12-ти мы с Антоном пошли в лес за дровами. То, что оставили от сушины в прошлый раз, уже утащили. Но удалось отыскать другую сушину, и к часу ночи в лагере были дрова на следующий завтрак. Распиленные, но не наколотые. То есть решили не придерживаться полностью совета Сергея Ильича Трифонова и оставили колку дров на утро. Пусть лучше утром стук топора разбудит лагерь, чем в час ночи, в неожиданной тишине, наступившей на Ладоге. Пошли спать.

3 августа (воскресенье) Т. Мотанова

Утро началось, как всегда, с завтрака. В этот раз, единственный в этом сезоне, каша не с черникой, а с земляникой, которую мы с Катей собрали в “пиратской бухте” вчера перед обедом. Хотели выйти пораньше, но получилось как всегда, в 11-50. Юра сначала “болтал” с фотографом, а потом с москвичами, что пришли на остров за день до нас на катамаранах “Ветер” и “Тайфун”. Мы их встречали на о. Шевница в июне-месяце.

Антон ещё раз залез на скалу, сфотографировал нас (или снял на видео), Юра сфотографировал его.

Путь наш лежит на о. Рахмансари. Решили туда идти через о. Свиной, на котором сделали короткую “техническую” остановку. Ветер почти попутный, погода отличная. Идём со скоростью 6 км/ч. На обед остановились на небольшом островке в 7-ми км от о. Рахмансари и “упустили” ветер. Его нам не хватило дойти 2 км, пришлось догребать.

Стоянка почти на мысу, хорошая. Прибытие на остров было омрачено Славиной травмой головы: на него упало бревно. Отделался ссадиной чуть выше лба.

Вечер был тихий, но солнце село как-то “неправильно”: в большую тучу.

4 августа (понедельник) Н. Журавлёва

Сегодня днёвка на острове Рахмансари. Мы с Антоном сегодня дежурные. Встали в 9 часов. Но где-то около 9-ти часов пошёл дождь, причём сильный. Пришлось быстро натягивать тент. К обеду дождь начал утихать, выглянуло солнышко. После обеда все отправились смотреть достопримечательности острова. Юра остался сторожить лагерь. А достопримечательностей здесь немало. Прямо на мысу рядом с нами стоит большой деревянный православный крест, на нём закреплены две красивые иконки. Похоже, поставлен он совсем недавно. По описанию на этом острове проходили ожесточённые бои с 7 по 10 сентября 1941 года. Рота наших солдат стояла насмерть. Почти все погибли. За их мужество и стойкость финны поставили им памятник. Теперь мы идём его искать. /Памятник, установленный финнами, представлял собой деревянный крест и просуществовал до середины 1950-х годов. Современный памятник представляет из себя мемориальную доску на бетонном пьедестале, установленную участниками военно-патриотического клуба “Рубеж”, г. Санкт-Петербург. – прим. ред./ Примерное направление нам указал Юра. Они уже здесь были 5 лет назад. Сначала мы наткнулись на множество землянок, которые установлены на месте прежних. Здесь, похоже, периодически живут поисковики. Кругом попадаются выкопанные ямы. Около одной из них нашли кучу гильз. Потом долго ходили вдоль берега, полазили по какому-то ржавому брошенному кораблю, у которого снято всё, остались только голые металлические стенки и перегороди внутри. Наконец случайно наткнулись на памятник, который, в итоге, оказался почти рядом с землянками, только с другой стороны. На каком-то большом бетонном основании с бетонными ступеньками выложен из камней небольшой холмик, а на нём табличка в память о защитниках отечества от поисковиков Санкт-Петербурга. Всё это сильно заросло мхом и травой.

Вечер у нас был тоже очень насыщенный. Слава с Антоном поставили донку, и, как ни странно, на неё стала попадаться рыба. На ужин нажарили рыбы, напекли блинов, сделали черничную затирку с сахаром, но после всех этих приготовлений ужин был на закате, в 12-м часу ночи. Закат был очень впечатляющим. Со стороны мыса озеро до горизонта было ярко-синим, прямо как наш парус, а на горизонте широкая полоска розово-оранжевого цвета, и полная тишина.

5 августа (вторник) Е. Рубцова (записал Ю. Мотанов)

Пух вставал рано, смотрел ветер. Спали долго, т.к. был сильный ветер, и сделали днёвку. Пух и Кролик приготовили завтрак и позвали всех за стол и долго ждали меня. Но я всё-таки вылезла из палатки и съела почти быстрее всех. После этого мы с Пухом мыли посуду, а Кролик ушёл за ягодами. Затем мы тоже пошли помогать Кролику, нашли его и стали собирать ягоды. Потом пошли искать ещё ягоды. Вышли на берег озера, т.к. я устала, и наткнулись на хорошие ягоды. Собирала, собирала, потом нашла хороший кустик рядом с муравейником. Один муравей забрался в штаны, остальные облепили все ноги, и я заорала “А-а-а!!!” так громко, что напугала Пуха. Муравьи испугались и свалились со штанов, пока я бежала к Пуху. После этого пошла в лагерь, сказав Пуху, который меня не слышал и потом искал. Потом Пух отдыхал, а мы играли в карты со Славой и Антоном, а также ловили рыбу на донку. Периодически звонил колокольчик, но это были волны. После обеда опять играла в карты. Потом пополдникала и случайно внезапно заснула. Встала, когда все поужинали. Слава ловил рыбу, я с Антоном еле успевали её чистить, а Кролик с Пухом еле успевали жарить. После ужина съели рыбу (в 12 часов), послушала сказку и все уснули.

6 августа (среда) А. Журавлёв

Вчера весь день дул сильный порывистый ветер. Поэтом на сегодня решили не загадывать с отплытием и условились так: если утром ветер стихнет – уходим, если нет – остаёмся. Поскольку ветер с утра дул с прежней силой, я встал готовить завтрак в 9-00, который был готов к 10-00. За завтраком решили всё-таки уходить – показалось, что ветер стихает.

В 12-00 вышли. Ветер действительно утих. Барашки исчезли, и нас подгоняет спокойный попутный ветерок. Скорость 6-8 км/ч. Через полтора часа высадились на обед на южном берегу острова Лавуатсари. Пока готовился обед, народ собирал чернику на высоком скалистом берегу. В скалах привлёк внимание странный колодец – слегка овальной формы, с закруглёнными кромками, максимальный диаметр около 80 см, глубиной более 1 метра, наполненный дождевой водой. Трудно представить, как такой колодец мог образоваться в граните.

После обеда хороший попутный ветер быстро доставил нас на остров Селькамарьянсаари. От него около 11-ти км до конечной точки. Завтра последний ходовой день.

7-8 августа (четверг, пятница) А. Журавлёв

Встали утром чуть раньше обычного, быстро позавтракали, собрались и отправились в последний водный переход. В районе 1 часа дня прибыли в конечную точку маршрута (она же начальная). Далее народ занимался разборкой катамаранов, упаковкой вещей, сбором ягод в дорогу, помывкой, постиркой и прочей суетой. После долгих споров и дискуссий позвонили водителю и договорились о его приезде за нами завтра в 5-30 утра. Для того, чтобы успеть собраться, придётся встать в 4-30. Все эти ужасы с одной лишь целью, чтобы успеть на электропоезд из Приозёрска, отправляющийся в половине седьмого и прибывающий в Питер в 10 утра. В связи с этим приняли решение лечь спать в половине 11-го, заведя будильник. Попутно выяснилось, что в GPS-навигаторе Garmin GPSMAP 60Cx будильник отсутствует, зато в модели Legend CX он имеется и обладает очень полезной функцией – прибор может быть включен автоматически при наступлении времени сигнала будильника. Теперь будем знать:).

Неуспели мы лечь спать и слегка задремать, как завопил злосчастный будильник. Оказывается, уже 4-30 и действительно пора вставать. Хотя по ощущениям казалось, что легли спать только что. Встали, собрались. Машина приехала без опозданий. Перед отъездом удалось сфотографировать красивый восход. А впереди ещё предстоит долгая и нудная дорога до Питера в электричке, зато потом намечается двухдневная культурно-развлекательная программа в северной столице и её окрестностях. Но это тема уже для совсем иного повествования.